Кризисы личности

кризисы личность

Эрик Эриксон – известный психолог,  психоаналитик.
Согласно ему существует  восемь стадий психосоциального развития, то есть  8 кризисов, или конфликтов через которые  проходят все люди.
Личность развивается всю жизнь,  проходя через поочередные стадии. Каждый этап человек может пройти либо благополучно, либо нет. Переход от одной стадии к другой – это  личностный кризис.
В зависимости от того, как человек преодолеет каждый из кризисов, зависит, как он будет развиваться дальше,  и как сложится вся его дальнейшая жизнь.
В детстве огромную роль играет то, как нас воспитывают. А  во взрослом состоянии, имеет значение, будем ли мы уделять достаточное внимание своему личностному росту и развитию, и как будем себя реализовывать.

Этапы развития  по Эриксону — кризисы личности:

 1 Этап: От рождения до 1 года. Младенчество.
Базовое доверие или недоверие и подозрительность.

Ведущая потребность  ребенка на этой стадии – это внимание, забота и ласка, стабильность его окружающей среды, в физическом и в психологическом смысле. Например, если ребенку уделяют мало внимания и заботы, игнорируют его плач – формируется недоверие. Потому что,  от того, как заботятся и  ухаживают за детьми в младенчестве, дети узнают, заслуживает ли окружающий мир доверия.

2 этап: 1-3 года. Раннее детство.
Автономия и независимость или чувство стыда и сомнения.

В этом возрасте, физические и умственные способности ребенка развиваются очень быстро. Дети занимаются исследованием окружающего мира. Начиная ходить, они открывают для себя новые возможности, многому учатся.
Ребенок должен иметь возможность самостоятельного изучения своей среды. В раннем детстве ребенок часто повторяет «Я сам».  Если на него раздражаться, проявлять нетерпение, тогда он испытывает стыд и сомнение, постоянно терпит неудачу и становится неуверенным в своих силах.
Если же в этом возрасте не подавлять его желания, не наказывать за провинности, позволять ему сделать что-либо самостоятельно, тогда он обретает чувство уверенности в себе и своих силах.

3 этап: 3 – 6 лет. Дошкольный возраст.
Инициативность или чувство вины.

В дошкольном возрасте на первое место выходит инициатива. Дети повышают свою исследовательскую активность, они на все задают вопросы «Почему?».
В этом возрасте ребенок уже убежден, что он личность, а чувство предприимчивости и инициативы формируется в игре.
Если детей постоянно критиковать и наказывать, они привыкают чувствовать себя виновными, становятся пассивными и неуверенными.
Родители должны быть очень чувствительны и внимательны к ребенку, не игнорировать его творческие и познавательные потребности,  и обязательно отвечать на все вопросы.

4 этап: 6-12 лет. Школьный возраст.
Трудолюбие и усердие или чувство неполноценности.

Ребенок идет в школу, круг его общения расширяется, появляются учителя и друзья.  К нему появляются новые требования — уметь отвечать за свои поступки, и помогать. Но он все-таки еще ребенок, поэтому у него не сразу все получается.
Нельзя сравнивать его с другими и указывать на его несостоятельность, так как вследствие этого развивается неполноценность.
Его надо поддерживать, помогать справляться с трудностями, спрашивать у него совета, поощрять к труду и дать ему возможность почувствовать себя компетентным в какой-либо деятельности.
Цель этой стадии – это развитие способностей, которые будут необходимы в будущем для выполнения конкретных задач.

5 этап: 12 – 18 лет. Подростковый период.
Идентификация или смешение ролей.

Подросток противопоставляет себя взрослому.  Он ищет признания со стороны окружающих, для него очень важно то, как он выглядит, что думают о нем сверстники, какие у него есть способности и умения. Происходит поиск своей индивидуальности.
Для оказания влияния на своего ребенка в этом возрасте, родители должны построить с ним доверительные, дружеские отношения. В таком случае они будут иметь на него влияние и  смогут  не указывать, а советовать.
Успешно преодолев этот этап – человек становится более устойчивой личностью и находит свое «Я».

6 этап:  18 – 35 лет. Юношество и молодость.
Близкие отношения или изоляция.

На этой стадии развития важно установление близких взаимоотношений с людьми. Это тесное сотрудничество, налаживание отношений с друзьями, коллегами, противоположным полом и поиск партнера.
Если человеку это не удается, то он оказывается в социальной изоляции и одиночестве.

7 этап:  35 – 50 лет. Зрелость.
Генеративность — потребность быть нужным или  застой.

На этом этапе возникает конфликт между осознанием потребностей общества и излишней поглощенностью собой.
Неудачное разрешение конфликта ведет к тому, что человек зациклен  на собственном благополучии и  удовлетворении  своих потребностей, слишком занят собой. Все это не дает ему возможности реализовать себя как родитель  и как профессионал.  А вследствие отсутствия любимой работы и семьи, человек чувствует  опустошение.
Если же все происходит наоборот, тогда человек склонен  уделять больше внимания другим людям. Он чувствует себя нужным, и жизнь его наполнена смыслом.

8 этап:  после 50 лет. Пожилой возраст.
Цельность личности или отчаяние.

На последнем этапе человек подводит итог своей жизни.
Если он не смог реализовать себя, не достиг своих целей, упустил возможности, не принес никакой пользы, тогда у него возникает чувство бессмысленно прожитой жизни, напрасности и наступает отчаяние.
Если же наоборот, оглядываясь на свою жизнь,  он понимает, что активно в ней участвовал, реализовал себя, что жизнь его была наполнена  смыслом, тогда он понимает, что жил не зря, и испытывает удовлетворение от прожитой жизни.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика