«Прокрастинация — понятие в психологии, обозначающее склонность к постоянному «откладыванию на потом» неприятных мыслей и дел» — Википедия.
Мы часто откладываем дела на потом, но бывает и так, что это входит в привычку. Обманываем сами себя и находим всяческие оправдания. Обещаем себе «начать новую жизнь с понедельника», а потом появляются все новые и новые отговорки. Тогда планы и цели так и остаются не реализованными, появляется чувство вины, падает самооценка, и кажется, что мы ни на что не способны. Получается, что это не просто отложенные дела, а «жизнь – отложенная на потом».
Причины, по которым мы откладываем дела на потом:
- Желание в данный момент заняться чем-либо более приятным и отвлекающие факторы.
- Отсутствие мотивации.
- Неорганизованность, отсутствие четкого плана и системы действий.
- Страх (меня пугает неизвестность; а если у меня не получится; я не знаю с чего начать; очень много работы; если в итоге я не добьюсь успеха, меня осудят…).
- Перфекционизм, потребность в доведении всего до идеала и совершенства.
Чтобы перестать откладывать важные дела, нужно:
1. Убрать все отвлекающие факторы.
— Создайте рабочую обстановку, очистив пространство от всего, что может вас отвлекать, (телефон, интернет, соцсети и т.п.).
— Сделайте максимально удобным рабочее место.
2. Мотивировать себя.
— Расскажите близким людям о своих планах достичь успеха, тогда вы вынуждены будете действовать.
— Устройте себе соревнование, и докажите, что вы сделаете это.
— Подумайте о цели, ради которой вы стараетесь, чтобы понять, что вы теряете, если не доведете дело до конца. Пускай образ вашей мечты, всегда будет у вас перед глазами.
3. Ассоциировать это занятие, с чем-либо приятным.
— Определите себе маленькую награду, которую получите, завершив дело до конца. Позвольте себе что-либо приятное.
— Вместо отношения « мне надо», настройтесь на «я выбираю» или «я хочу».
— Считайте эту работу для вас простой.
— Насколько это, возможно, совместите это с чем-либо приятным (музыкой и др.)
4. Позволить себе быть несовершенным.
— Не стремитесь выполнить дело сразу идеально. Дайте себе право на ошибку. Даже если у вас получается не сразу, помните, что это всего — лишь этап вашего развития и совершенствования.
5. Определить цель и составить поэтапный план.
— Разделите цели на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Отталкиваясь от этого, составьте для каждой цели поэтапный план с промежуточными результатами. Определите, какие конкретно дела вам нужно сделать для их достижения. Используйте эту информацию, когда планируете свой рабочий день.
6. Использовать инструменты тайм-менеджмента.
— Записывайте все идеи, которые приходят вам в голову и используйте их.
— Пользуйтесь ежедневниками, планировщиками, органайзерами, записными книжками и специальными программами. Это все упростит организацию и поможет быть собранным.
— Установите себе дедлайн – крайний срок выполнения задачи.
— Обязательно возьмите себе за правило каждый день делать что-либо для продвижения к цели.
— Разделяйте дела по приоритетам: Важные и несрочные; Важные и срочные; Неважные и срочные; Неважные и несрочные.
— Делите большие задачи на несколько маленьких.
— Составляйте план завтрашнего дня уже с вечера. Утром можете откорректировать.
— Напишите список накопившихся дел, и каждый день по одному завершайте и вычеркивайте.
7. Делигировать.
— Найдите себе помощников. Если какое-то определенное занятие вы можете доверить кому-то другому, поручите ему это сделать.
8. Действовать.
— Действуйте, не завтра, а прямо сейчас, завтра продолжите. Действуйте постоянно. «Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня».
Упражнения:
1) Записывайте все отговорки, которыми вы оправдываетесь, чтобы отложить на потом. Перечитывайте и избавляйтесь от них.
2) Составьте список тех дел, которые вы откладываете. Проанализируйте каждое: стоит ли оно тех усилий, которые нужно приложить для его выполнения; для достижения какой цели оно необходимо? И если все — же оно того стоит, примите решение его выполнить.
Статьи по теме:
Как правильно ставить цели и достигать их.
Как выработать полезные привычки.
На что мы тратим свое время и свою жизнь.